Закон о связи: содержание, последняя редакция

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О СВЯЗИ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О СВЯЗИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 126-ФЗ
Дата принятия 01.01.2004
Дата редакции 07.07.2003
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 135, 10.07.2003
Навигатор Примечания

Статья 55. Подача жалоб и предъявление претензий них рассмотрение

1. Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.

2. Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи.

3. Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

5. Претензии предъявляются в следующие сроки:

1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи — по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);

2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

3) в течение месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

6. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба — о факте и размере причиненного ущерба.

7. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.

8. Для претензий отдельных видов предусматриваются особые сроки их рассмотрения:

1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваются в течение пяти дней со дня регистрации претензий;

2) претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, рассматриваются в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
9. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
к содержанию ↑

Предоставление сведений о пользователях

С 1 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2020 N 245-ФЗ (ред. от 05.12.2020) «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который вносит изменения в Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи».

В соответствии с новыми требованиями Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» оператор связи осуществляет проверку достоверности сведений об абоненте, в том числе предоставленных лицом, действующим от имени оператора связи, с использованием государственных информационных систем или при личном визите в офисе с предоставлением оригинала документа, удостоверяющего личность.

Если при проверке будет выявлена недостоверность сведений об абоненте, абонент получит короткое сообщение (SMS) с приглашением в офис оператора для уточнения сведений. Уточнение сведений осуществляется при личном визите в офис с предоставлением оригинала документа, удостоверяющего личность.

Если абонент не подтвердит сведения, указанные в договоре, оказание услуг связи может быть приостановлено.

Кроме этого, оператор мобильной связи должен руководствоваться положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при предоставлении финансовых сервисов.

к содержанию ↑

Что будет, если не передать данные?

— Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»;

«Оператор обязан прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи…»

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», будет отключена возможность использования финансовых услуг, включая услугу «Мобильная коммерция».

Согласно требованию закона, абонент будет иметь возможность пользоваться услугами связи, только если у оператора связи есть полные и достоверные данные о пользователе.
к содержанию ↑

Какие данные необходимо передать?

4. Данные документа, удостоверяющего личность:

для гражданина РФ один из документов:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации
  • Паспорт гражданина СССР
  • Военный билет
  • Заграничный паспорт РФ

для иностранного гражданина:

  • Паспорт иностранного гражданина + миграционная карта
  • Вид на жительство
  • Разрешение на временное проживание
к содержанию ↑

Что делать, если SIM оформлена не на меня, но я пользуюсь этим номером?

Обратитесь в любой офис «Билайн» с действующей SIM-картой и документом, удостоверяющим личность, для прохождения идентификации реального пользователя номера.

4. Данные документа, удостоверяющего личность:

для гражданина РФ один из документов:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации
  • Паспорт гражданина СССР
  • Военный билет
  • Заграничный паспорт РФ

для иностранного гражданина:

  • Паспорт иностранного гражданина + миграционная карта
  • Вид на жительство
  • Разрешение на временное проживание
к содержанию ↑

Детали закона

Закон № 245 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» вступил в силу с 1 июня 2020 года.

Закон обязывает операторов идентифицировать клиентов — обеспечивать достоверность и полноту данных договора на оказание услуг связи.

Данным Законом вносятся значительные изменения в порядок оказания услуг мобильной связи. Оказание услуг мобильной связи возможно при проведении достоверной идентификации пользователей номеров и абонентов-физических лиц.

Во время заключения договора оператору связи предоставляются сведения об абоненте и пользователях номеров, после чего оператор связи обязан провести проверку достоверности сведений путем:
  • Сверки с оригиналом паспорта абонента/пользователя,
  • Сверки с данными ЕСИА и портала госуслуг,
  • С использованием усиленной электронной подписи абонента/пользователя,
  • С использованием СМЭВ.

21 век — век информации и стремительно развивающихся технологий. Невозможно представить отсутствие бесперебойной и качественной работы служб, задействованных в сфере связи: сотовых операторов, интернет-провайдеров, вещателей телевидения и радио.

Одним из базовых законов в данной области в России является Федеральный закон о связи, который будет рассмотрен в настоящей статье.

к содержанию ↑

Последние изменения

Со вступлением в силу Федерального закона N 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности критической информационной структуры РФ»‎ в июле 2020 года, рассматриваемый закон ФЗ-126 претерпел следующие изменения:

  • Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» была дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок подготовки и использования ресурсов данной сети в целях обеспечения функционирования значимых объектов критической инфраструктуры утверждается Правительством России;
  • Пункт 1 статьи 46 об обязанностях операторов связи был дополнен новым абзацем, который гласит, что при установке в сети электросвязи, которая используется для взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры РФ устройств для отслеживания хакерских атак, необходимо обеспечивать порядок, технические условия монтажа и использования таких средств, установленных законом 2020-го года ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры».

Рассмотрим подробнее содержание отдельных статей закона.

Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» в части 1-ой гласит, что такая сеть включает в себя следующие категории:

  • Сети общего пользования;
  • Выделенные;
  • Технологические;
  • Специальные, а также сети, использующие для передачи данных электромагнитные системы.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Ч. 2 ст. 12 закона ФЗ-126. Для сетей, входящих в состав единой сети электросвязи России, федеральный исполнительный орган прописывает:
  • Порядок взаимодействия и (в отдельных случаях) централизованного управления;
  • Требования к проектированию, монтажу, использованию, управлению, нумерации, используемому оборудованию, обеспечению устойчивой работы, защите от несанкционированного вторжения, а также порядку ввода сетей в эксплуатацию. Содержание требований разнится в зависимости от категории сети и не распространяется на выделенные и технологические сети, не подключенные к общей, а также к сети специального назначения;
  • Метрологические требования по соблюдению положений и правил, установленных законодательством об обеспечении единства измерений. Предъявляются данные требования как к оборудованию связи, так и к используемым средствам изменения.

Предъявляемые к сетям требования согласуются с Федеральной службой безопасности (с 2010 года). Операторы всех категорий обязаны создавать системы управления своими сетями в соответствии с установленным порядком взаимодействия (ч. 3 статьи 12).

Лицензия. Предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании услуг связи населению, может осуществляться исключительно на основании лицензии (ч. 1 ст. 29 закона).

Согласно ч. 1-ой статьи 33, лицензия может выдаваться на срок от 3-х до 25-ти лет (по заявлению соискателя срок может составить менее 3-х лет).

Таким образом, период действия лицензии зависит от:

  • Срока, указанного заявителем;
  • Содержания услуг;
  • Решения госкомиссии, если запрашиваемая лицензия выдается для оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра;
  • Технических особенностей (ограничений и условий), связанных с присоединением и взаимодействием сетей электросвязи.

Срок действия может быть продлен по заявлению как на первоначально указанный срок, так и на больший, не превышающий сроки, указанные выше. Заявление о продлении следует подавать не ранее, чем за 6 и не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока действия лицензии.

Необходимые для этого документы указываются в ст. 30 закона.

Подавать их можно как в бумажном, так и в электронном варианте, заверив специальной подписью. Длительность принятия решения по заявлению должна составлять не более 45 дням.

В случае, если на момент подачи и рассмотрения заявления, существуют обнаруженные и не устраненные нарушения условий лицензии, в продлении может быть отказано.

Оказание услуг связи (статья 44 закона о связи).

Такие услуги оказываются на основании соответствующих договоров. Для их оформления оператор или его представитель обязан использовать: помещения, находящиеся в собственности или аренде, либо оборудованные торговые точки в торгово-развлекательных центрах, стационарных торговых объектах.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых зонах запрещено. Исключение сделано для специально оборудованных подвижных торговых точек, располагаемых в транспортных средствах.

Внимание! С 1 июня 2020 года такое послабление будет распространяться также на мобильных операторов, заключающих договора через интернет, если личность физического лица (клиента) прежде была установлена очно. Также пункт первый будет дополнен положением, которое гласит о том, что услуги подвижной радиотелефонной связи могут предоставляться абоненту только после предоставления оператору достоверных сведений (документов).

Правила оказания услуг абонентам устанавливаются Правительством РФ. Они регламентируют взаимоотношения пользователей и сотовых операторов, порядок идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядок и основания приостановления оказания услуг и расторжения договора, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов за пользование, предъявление и рассмотрение жалоб абонентов, ответственность сторон (п.

2 ст. 44 закона ФЗ-126).

Мобильный оператор имеет право приостановить оказание услуг в связи с нарушением пользователем установленных настоящим законом правил оказания услуг связи или договором условий, в т.ч. в части оплаты или до устранения нарушения.

Если нарушение не было устранено в течение полугода с момента отправки пользователю соответствующего уведомления, сотовый оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке — исключения см. в ч.

3 статьи 44 ФЗ-126.

В пункте 4 настоящей статьи прописана возможность сохранения пользователем собственного абонентского номера при переходе к другому мобильному оператору связи (в пределах одного региона), которая появилась у россиян в 2013 году. Для этого клиенту необходимо погасить задолженность по оплате, расторгнуть договор с действующим сотовым оператором и заключить его с другим поставщиком.

Стоимость процедуры перехода не может превышать 100 рублей.

Пункт 5 статьи 44 затрагивает вопрос подключения различного рода контентных услуг от сторонних лиц (подтверждение и оплата интернет-покупок, к примеру). Указывается, что оказание таких услуг осуществляется исключительно с согласия абонента.

Но прежде сотовый оператор обязан предоставить сведения о тарифах, кратком содержании услуг и о лице их предоставляющем.

От имени оператора связи на основании соответствующего письменного документа, подтверждающего полномочия, вправе действовать отдельные физические и юридические лица. Посредник при заключении договора с клиентом, обязан вносить в него сведения о пользователе, а после — направить 1 экземпляр оператору в течение не более, чем 10 дней.

В свою очередь оператор обязан при получении данных сведений провести проверку их достоверности.

Статья 46 об обязанностях оператора. Оператор при осуществлении своей деятельности обязан:

  • Соблюдать законодательство РФ, технические нормы и правила, положения лицензии и договора;
  • Руководствоваться на этапе проектирования, монтажа, реконструкции и ввода в эксплуатацию требованиями нормативно-правовых актов для обеспечения устойчивости и безопасности работы;
  • Соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими сетями в части взаиморасчетов и обязательных платежей;
  • Предоставлять статистику согласно утвержденным форме и порядку;
  • Предоставлять по требованию контрольного органа информацию о техническом состоянии сетей, условиях предоставления услуг, тарифах и таксах, перспективах развития сетей и средств связи;
  • Блокировать пропуск трафика, содержащего рассылку, нарушающую требования закона. В 2020 году блокировать трафик также необходимо будет в связи с запросом органа, ведущего оперативно-разыскные мероприятия или предписанием службы контроля и надзора в сфере СМИ (ФЗ тут:) и массовых коммуникаций в случае неподтверждения в течение 15 дней соответствия персональных данных пользователя заявленным сведениям — в целях предупреждения преступлений с использованием сетей и средств связи.
Оператор обязан обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объектам связи (салонам связи, почтовым отделениям) инвалидов — в соответствии с требованиями законодательства в области социальной защиты.

В ч. 2 ст. 46 закона ФЗ-126 перечислены требования к помещению оператора связи, особенностям предоставления услуг людям с ограниченными физическими возможностями.

Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Часть 4 статьи 46. Теле- и радиовещание. Оператор, работа которого связана с теле- или радиовещанием, обязан на основании заключенного договора и полученной им лицензии осуществлять трансляцию пакета обязательных теле- и радиоканалов.

Заключать отдельные договоры с данными каналами не требуется, а трансляция должна производиться в неизменном виде за счет оператора (т.е. бесплатно для абонента).

Напомним, что такой порядок был введен в 2009 году указом Президента России. Всего в пакет входят 3 радиоканала и 20 телевизионных — 10 неизменны, вторая 10-ка определяется согласно результатам конкурса на проведение наземного эфирного вещания с использованием позиций в мультиплексах по всей территории РФ.

На 21-ой позиции располагается обязательный телеканал каждого отдельного субъекта страны.

Оператор связи, осуществляющий вещание, не вправе самостоятельно изменять порядок транслируемых каналов, программ и иных материалов без согласования такой возможности с вещателем.

Часть 5 статьи 46. Интернет-провайдер обязан в соответствии с требованиями ФЗ N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, передаваемой посредством интернета, а также обеспечивать установку в своей сети предоставляемых контролирующим государственным органом технических средств контроля за соблюдением оператором требований, установленных статьями 15.1 — 15.4 указанного ФЗ.

Части 6 и 7 вновь затрагивают вопрос перехода абонента к другому сотовому оператору. Так, после заключения нового договора, прежний мобильный оператор обязан передать абонентский номер в сеть другого сотового оператора на время, указанное в заключенном договоре.

Порядок и сроки передачи прописаны в Приказе Минкомсвязи. При нарушении условий и сроков, прежний мобильный оператор обязан бесплатно предоставлять пользователю услуги связи до момента фактической передачи номера в сеть нового сотового оператора.

к содержанию ↑

Скачать действующую редакцию 126 ФЗ

При рассмотрении даже нескольких отдельных положений настоящего закона становится ясно, что он касается не только вещателей, провайдеров, сотовых операторов и агентов — не в последнюю очередь данный закон был создан для пользователей — для защиты и обеспечения их прав и интересов.

Уважаемые клиенты! В связи с эпидемией коронавируса (Указ Мэра Москвы № 31-УМ), с 28.03.20 мы приостанавливаем работу пунктов самовывоза, но доставка продолжает работать. Спасибо за понимание. Берегите себя! Закрыть

MEGA SIMKA — это интернет-магазин мега-выгодных сим-карт и тарифов. Экономьте вместе с нами!

MEGA SIMKA — это интернет-магазин мега-выгодных сим-карт и тарифов. Экономьте вместе с нами!

к содержанию ↑

Поправки в законе “О связи” 126-ФЗ

С 1 июня номера абонентов, не сообщивших оператору свои паспортные данные, будут блокироваться

С 1 июня в России вступят в силу поправки в Федеральный закон “О связи”, которые были разработаны с участием Роскомнадзора для более эффективного противодействия незаконной реализации SIM-карт. Данные поправки обязывают абонентов сообщать оператору свои паспортные данные.

Номера, владельцы которых не сообщили свои достоверные данные оператору, будут заблокированы.

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, цель поправок – “пресечь распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без идентификации абонентов, а также оказание услуг связи анонимным абонентам”.

Услуги мобильной связи смогут получать только те абоненты, чьи достоверные сведения будут предоставлены оператору или его представителю. Новый закон также вменяет обязанность проверять сведения об абонентах и выявлять фиктивные данные.

Если достоверность сведений не будет подтверждена, то оператор приостановит оказание услуг связи. Прекращение услуг также последует при поступлении запроса от органов, занимающихся оперативно-разыскной деятельностью или в случае предписания Роскомнадзора.
к содержанию ↑

В связи с данными законами вносятся изменения в процедуру активации номеров и предоставления персональных данных абонента.

  • SIM-карты будут отгружаться заблокированными (услуги связи не доступны)
  • SIM-карты всех операторов связи, отгруженные ранее 1-го июня, будут заблокированы в течение месяца, в случае если они не активированы.
  • Активация абонента будет происходить только после предоставления паспортных данных абонента.
  • Оператор в течении 14-дней проверит переданные ему данные абонента по базе СМЭВ, если достоверность данных не подтверждается, номер блокируется на 15-й день. После блокировки номера, абонент сможет самостоятельно обратиться к оператору связи для внесения корректных данных.
Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Добавить комментарий

Adblock
detector