Решение суда о признании имущества бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации № 2-1924/2020

Составление и подача заявления о признании вещи бесхозяйной

Содержание заявления определено признаками бесхозяйной вещи. Составляется документ владельцем вещи (его представителем при наличии доверенности с правом подписания заявления и подачи его в суд), в тексте указывается наименование вещи, ее индивидуальные признаки, обстоятельства, при которых гражданин вступил во владение, действия, которые свидетельствуют о владении бесхозяйным имуществом.

Обязательно приводятся доказательства отсутствия собственника вещи либо отказа от права собственности на нее.

Так как такое заявление рассматривается в порядке особого производства, ответчик в деле отсутствует, но могут принимать участие заинтересованные лица (например, налоговые органы, другие граждане и юридические лица).

Заявление о признании вещи бесхозяйной подается в суд по месту жительства владельца. Госпошлина за рассмотрение судом составит 300 руб., квитанцию об уплате которой необходимо обязательно приложить к заявлению, в противном случае суд оставит заявление без движения.

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:
госпошлина в суд
к содержанию ↑

Особенности рассмотрения дела в суде

Судья до рассмотрения дела выясняет, кто может пояснить обстоятельства, касающиеся спорной вещи (физические, юридические лица). Запрашивает сведения о собственниках и владельцах, вызывает таких лиц в судебное заседание.

Если вдруг возникнет спор о праве (например, появится бывший собственник, который скажет, что не отказывался от права собственности), заявление остается без рассмотрения. А стороны могут подать исковое заявление.

Когда суд примет решение признать вещь бесхозяйной, одновременно осуществляется передача этой вещи в собственность новому владельцу (заявителю). Решение суда по заявлению о признании вещи бесхозяйной является документом, подтверждающим право собственности.

к содержанию ↑

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанова Тамара Рубеновна

Текст научной работы на тему «Участие прокурора в рассмотрении дел о признании права собственности на бесхозяйные вещи»

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
2. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»/ Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15. Ст. 1269.

6. Официальный портал Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2020).

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНЫЕ ВЕЩИ Степанова Т.Р. Email: Stepanova665@scientifictext.ru

Степанова Тамара Рубеновна — студент магистратуры, Крымский юридический институт (филиала) Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены процессуальные аспекты участия прокурора в рассмотрении судом дел о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Рассмотрены различные дискуссионные позиции правоприменителей Республики Саха (Якутия) и Удмуртской Республики относительно обращения в суд прокурора с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Дано авторское обоснование правовой позиции по данной категории дел.

Ключевые слова: бесхозяйная вещь, недвижимая вещь, движимая вещь, особое производство, прокурор.

PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN THE CONSIDERATION OF CASES ON THE RECOGNITION OF THE RIGHT OF OWNERSHIP FOR

Stepanova Tamara Rubenovna — Graduate Student, CRIMEAN LAW INSTITUTE (BRANCH) UNIVERSITY OF THE ACCOUNT OF THE RUSSIAN FEDERATION, SIMFEROPOL

Abstract: the article discusses the procedural aspects of the participation of the public prosecutor in the court hearing cases on the recognition of movables as ownerless or on the recognition of ownership of the ownerless immovable thing. Various debatable positions of the law enforcers of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Udmurt Republic regarding the appeal to the court of the prosecutor with a statement recognizing movable property as ownerless and recognizing the right of ownership of ownerless immovable property are considered.

The author’s substantiation of the legal position on this category of cases is given.

Keywords: ownerless thing, immovable thing, movable thing, special production, prosecutor.

Действующее гражданское законодательство предусматривает в качестве одного из первоначальных оснований приобретения права собственности возможность возникновения права собственности на бесхозяйные вещи. Глава 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 [1] (далее — ГПК РФ) устанавливает процессуальный

порядок возникновения права собственности на бесхозяйное имущество, определяя форму судебного осуществления материальных гражданских прав и являясь процессуальным продолжением соответствующих положений ГК РФ. Бесхозяйный статус вещи нежелателен для гражданского оборота, его следует рассматривать как временное явление, поскольку он не только затрудняет извлечение из такой вещи ее полезных свойств, но и создает неопределенность в вопросах ее содержания, ответственности вследствие причинения вреда при ее использовании, а также влечет другие негативные последствия.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 (далее -ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался [2].

Вопрос о возможности обращения в суд прокурора с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество является дискуссионным.

В практике деятельности некоторых судов сформировано мнение о недопустимости обращения прокурора в суд по таким делам, поскольку круг заявителей по делам особого производства определяется законом в отношении каждой категории дел, ст. 290 ГПК РФ о праве прокурора на обращение в суд не упоминает.

Например, определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2014 г. по делу по заявлению прокурора г.

Якутска в интересах неопределенного круга лиц о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении в государственную собственность прекращено производство по делу. Обращаясь в суд, прокурор указал, что сотрудниками полиции был выявлен факт незаконного осуществления игорной деятельности; в ходе осмотра места происшествия изъято 20 игровых автоматов без идентификационных признаков; изъятые игровые автоматы находятся на хранении в полиции; документы, подтверждающие право собственности на автоматы, отсутствуют; с момента изъятия указанного имущества собственник или уполномоченное им лицо по вопросу его возврата не обращались.

Суд пришел к выводу, что полномочия обращаться в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным возложены на финансовые органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а не на прокурора. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) определение районного суда оставлено без изменения [3].

Сторонники противоположной позиции указывают на то, что процессуальные полномочия прокурора регулируются ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Поэтому даже при отсутствии в главе 33 ГПК РФ упоминания о прокуроре-заявителе, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным или признании права собственности на бесхозяйное имущество, если эти требования направлены на защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Федерации» [5], в котором отмечено, что полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве могут быть реализованы путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.

Кроме того, если бесхозяйная недвижимая вещь поступает в муниципальную собственность или в собственность городов федерального значения, то обращение прокурора с иском в суд в соответствии с главой 33 ГПК РФ направлено на защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Следовательно, если заявление о признании движимого имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество предъявляется в интересах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, прокурор может обращаться в суд с соблюдением общих требований, содержащихся в ч.

1 ст. 45 ГПК РФ.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 03.08.2020) // ИПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2020).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // ИПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2020).

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог.

Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам.

Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже.

Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной.

Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно.

При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной.

Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой.

Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке.

По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений.

Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости.

Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления.

Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта.

Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества.

О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга).

Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.

Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет

С 1 января 2020 года вступила в силу новая редакция Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в.

© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник 1997–2020
г. Москва, 1-й Щипковский пер. д. 5, этаж 2, комн. 8, 8А (каб. 207)
zaproskp@1k-k.ru

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

28 июля 2020 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

с участием представителя истца Гречман Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Томска о признании имущества бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации,

Прокурор Ленинского района г.Томска, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации.

В обоснование требований заявитель указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Установлено, что 13.12.2016 в ОП № 2 поступило заявление Бякова А.С.

по факту незаконной организации и проведения азартных игр с использованием игрового оборудования в магазине «Роза» по адресу: г. Томск, ул.

Говорова, 32/1. По данному: заявлению сотрудниками полиции проведена проверка в порядке ст.ст.

144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В ходе осмотра места происшествия сотрудниками полиции установлено, что в помещении данного магазина с декабря 2016 года функционирует игровой автомат в корпусе желто-зеленого цвета, который по результатам осмотра места происшествия изъят 13.12.2016.

21.12.2016 материал проверки передан по подследственности в СО по г. Томску СУ СК России по Томской области.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
До настоящего времени решение по данному материалу не принято. Согласно объяснениям Колесовой О.Н., работающей в должности продавца в магазине «Роза», терминал в магазине установлен не известными ей лицами.

Выручку из терминала в присутствии продавца никто не забирал. Согласно объяснениям Хачатрян Г.Г., Хачатрян А.Г., занимающихся розничной торговлей в магазине «Роза», с лицами, установившими терминал они не знакомы, никогда не встречались.

Таким образом, собственник игрового автомата, изъятого сотрудниками полиции в соответствии с их компетенцией при рассмотрении заявления о преступлении, не установлен, с требованием о возврате имущества – игрового автомата в уполномоченные правоохранительные органы никто не обращался, своих прав на вещь не заявил. Интересы Российской Федерации нарушены тем, что деятельность по организации и проведению азартных игр на территории РФ является предметом государственного регулирования, которое предполагает соблюдение установленного порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр и соответствующих ограничений.

Просит признать игровой автомат, в металлическом корпусе желто-зеленого цвета, состоящий из монитора и купюроприемника, размерами: высота 160 см, ширина по периметру 60 см, изъятый 13.12.2016 в ходе осмотра места происшествия из помещения магазина «Роза», расположенного по ул. Говорова, 32/1 в г.

Томске, хранящийся в ОП № 2 УМВД России по г. Томску по адресу: г.

Томск, ул. Вокзальная, 4 бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации с передачей Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.

Представитель истца Гречман Н.В. в судебном заседании заявленное требование поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо — Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленного отзыва не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лица УМВД России по Томской области, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленного отзыва не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо Хачатрян А.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленного требования, указывая, что является собственником магазина «Роза», расположенного по адресу: г.

Томск, ул. Говорова, д.

32/1. В конце ноября 2016 ему стало известно, что в магазин приходили какие-то люди и попросили разрешения установить терминал для игры в лотерею, оставив при этом бланк договора аренды.

Однако данный договор он не стал подписывать, собственники терминала ему не известны. С указанного времени собственники терминала за его возвратом к нему не обращались.

Заинтересованное лицо ООО «МСК ЛАЙВ», будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, не представило сведений о причинах неявки, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования законны и обоснованы и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

По смыслу приведенных норм право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.

Единственным условием, при соблюдении которого прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, является наличие такого интереса.

Поскольку суть заявления прокурора сводится к обращению указанного в заявлении имущества в собственность Российской Федерации, то подача такого заявления производится в интересах Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Положениями статей 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном законом.

Согласно части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Материалами дела установлено, что 13.12.2016 в ходе проведения проверки по заявлению Бякова А.С. по факту незаконной организации и проведения азартных игр с использованием игрового оборудования в магазине «Роза» по адресу: г.

Томск, ул. Говорова, 32/1, сотрудниками ОП № 2 установлено, что в помещении данного магазина с декабря 2016 года функционирует игровой автомат в корпусе желто-зеленого цвета, который по результатам осмотра места происшествия изъят 13.12.2016.

Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Бякова А.С. от 13.12.2016, протоколом осмотра места происшествия от 13.12.2016.

Актом проверки от 04.07.2020 установлено, что игровой автомат, изъятый 13.12.2016 в ходе осмотра места происшествия из помещения магазина «Роза», расположенного по ул. Говорова, 32/1 в г.

Томске, не имеет индивидуальных опознавательных признаком, связанных с наименованием производителя, индивидуального номера. Изготовлен в металлическом корпусе желто-зеленого цвета, состоит из монитора и купюроприемника, имеет размеры: высота 160 см, ширина по периметру 60 см.

Как следует из сообщения ОП №2 по обслуживанию внутригородской территории «Ленинский район» УМВД РФ по г.Томску от 16.06.2020, обращений о возврате игрового автомата, изъятого 13.12.2016 в магазине «Роза» по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 32/1, не поступало.

Представленный в материалах дела договор аренды места для размещения биржевого терминала, арендатором по которому указано ООО «МСК ЛАЙВ» не имеет реквизитов, не подписан арендодателем, в договоре не указано место размещения терминала.

Из письменных объяснений Колесовой О.Н., Хачатрян А.Г., Хачатрян Г.Г. установлено, что собственник имущества – игрового автомата изъятого 13.12.2016 в магазине «Роза» по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 32/1, не известен, судьбой своего имущества не интересуется, вернуть принадлежащий ему игровой автомат не пытался.

Согласно постановлению от 13.07.2020 в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171.2 УК РФ, по факту незаконной организации и проведению азартных игр в помещении магазина «Роза», расположенном по адресу: г. Томск, ул. Говорова, д. 32/1, отказано, собственник вышеуказанного имущества не установлен

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что собственник имущества (игрового автомата, изъятого 13.12.2016 в магазине «Роза» по адресу: г. Томск, ул.

Говорова, 32/1) никаких мер по получению вышеуказанного имущества не предпринимал, своим бездействием фактически от имущества отказался. До настоящего времени имущество находится на хранении в ОП №2 по обслуживанию внутригородской территории «Ленинский район» УМВД РФ по г.Томску.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Суд полагает, что у собственника нет намерения сохранить право на движимое имущество следовательно, имущество (игровой автомат, изъятый 13.12.2016 в магазине «Роза» по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 32/1) приобретает признаки бесхозяйного имущества и подлежит обращению в федеральную собственность.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 г. №432 (в ред.

с последующими изменениями и дополнениями) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в т.ч. функции по управлению федеральным имуществом, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеприведенные требования закона, а также то, что вышеуказанное движимое имущество не имеет собственника, 13.12.2016, то есть более полугода назад, принято на хранение в ОП №2 УМВД России по г.Томску, суд считает возможным признать игровой автомат, в металлическом корпусе желто-зеленого цвета, состоящий из монитора и купюроприемника, размерами: высота 160 см, ширина по периметру 60 см, изъятый 13.12.2016 в ходе осмотра места происшествия из помещения магазина «Роза», расположенного по ул. Говорова, 32/1 в г.

Томске, хранящийся в ОП № 2 УМВД России по г. Томску по адресу: г.

Томск, ул. Вокзальная, 4 бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации с передачей Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях для дальнейшего распоряжения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Заявление Прокурора Ленинского района г.Томска о признании имущества бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации удовлетворить.

Игровой автомат, в металлическом корпусе желто-зеленого цвета, состоящий из монитора и купюроприемника, размерами: высота 160 см, ширина по периметру 60 см, изъятый 13.12.2016 в ходе осмотра места происшествия из помещения магазина «Роза», расположенного по ул. Говорова, 32/1 в г.

Томске, хранящийся в ОП № 2 УМВД России по г. Томску по адресу: г.

Томск, ул. Вокзальная, 4 признать бесхозяйным имуществом, обратить в собственность Российской Федерации и передать для дальнейшего распоряжения Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Решение вступило в законную силу ___________________ 201_______ года.

Оригинал находится в деле № 2–1924/2020 Октябрьского районного суда г. Томска.

Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаконыЖалоба на МФО: куда оформить и как сделать это правильно

Добавить комментарий

Adblock
detector