Порядок действий сотрудников отделов по делам несовершеннолетних

Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних

Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Система состоит из трех звеньев.

Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено — подразделения аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации по делам несовершеннолетних. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Третье звено — соответствующие подразделения территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.) по делам несовершеннолетних, а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют в основном подразделения третьего звена.

Задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  2. выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух категорий лиц: (1) несовершеннолетних; (2) их родителей и иных лиц.

Категории несовершеннолетних, подлежащих профилактическому воздействию ПДН

  1. употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
  2. совершившие правонарушение, повлекшее применение административного наказания;
  3. совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  4. освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  5. совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  6. совершившие преступление, но не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  7. обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
  8. условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
  9. получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  10. освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
  11. осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  12. осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Иные категории лиw, с которыми ПДН проводят профилактическую работу .

  1. родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;
  2. лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противоправных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры ОВД для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

  1. информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
  2. принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
  3. в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности ПДН при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты. Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

  1. учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;
  2. материалы о совершенном преступлении;
  3. объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;
  4. материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних;
  5. акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;
  6. характеристики с места жительства или учебы (работы);
  7. справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся сотрудниками ПДН и других подразделений с несовершеннолетним (если он ранее состоял на учете в органе внутренних дел);
  8. иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.

Сотрудники ПДН готовят заключение проверки, которое должно состоять из трех разделов. В разделах должна содержаться следующая информация: должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя, утвердившего заключение; должность, специальное звание, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку; дата начала и окончания проведения проверки; полные данные о подростке, совершившем преступление (фамилия, имя, отчество).

Указывается: (1)с какого времени и по каким основаниям состоит на учете ПДН несовершеннолетний, совершивший преступление; (2) полные данные о сотрудниках, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним; (3) полные данные о родителях или законных представителях; краткое описание микроклимата в семье и взаимоотношений между родителями; (4) сколько, когда, какие преступления или иные правонарушения совершил подросток, будучи на учете ПДН; (5) меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и адекватности содеянному (если меры к подростку не принимались, то указывается причина); (6) когда, за что, каким судом и на какой срок осужден несовершеннолетний, какие на него возложены обязанности (сведения о возложенных обязанностях выписываются из приговора суда, указывается дата вступления приговора в законную силу), как несовершеннолетним исполнялись возложенные обязанности, меры реагирования в случае их неисполнения, участвовал ли сотрудник ПДН в судебном заседании (указывается в отношении судимых несовершеннолетних) и т.д. и т.п.

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

  • ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
  • ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
  • ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
  • ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.
Далее видится обоснованным сделать вывод, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

1) Инспектор ОДН при получении информации о несовершеннолетнем, пострадавшем от жестокого обращения, незамедлительно передает данное сообщение в дежурную часть для регистрации в КУСП с целью принятия соответствующих мер.

2) Начальник ОВД назначает инспектора ОДН, ответственного за рассмотрение жалоб, заявлений и сообщений, по территориальному принципу.

3) Инспектор ОДН в срок не позже трех дней посещает семью по месту жительства, изучает характеризующие материалы, проводит беседы с несовершеннолетним, его родителями и окружением, выявляет родителя (родителей), отрицательно влияющих на детей. Если несовершеннолетний госпитализирован или находится в учреждении временного пребывания, инспектор ОДН проводит опрос несовершеннолетнего по месту его пребывания.

4) Если несовершеннолетний срочно нуждается в обследовании, наблюдении и лечении, инспектор ОДН вызывает специалистов службы скорой или неотложной медицинской помощи.

5) Если по результатам проверки были выявлены условия, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, инспектор ОДН в течение первых часов после поступления информации принимает решение о принятии мер, направленных на обеспечение безопасности:

  1. инспектор ОДН связывается с родителем (законным представителем) несовершеннолетнего, который не обвиняется в жестоком обращении, и обсуждает ресурсы семьи: возможности временно поменять место жительства или договориться с предполагаемым виновником о его переезде или другие варианты обеспечения безопасности;
  2. если ресурсы семьи не позволяют обеспечить безопасность, инспектор ОДН незамедлительно информирует ООП о выявлении условий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетнего, с целью принятия мер по обеспечению безопасности несовершеннолетнего.

6) При доставлении беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в отдел милиции:

  1. инспектор ОДН устанавливает сведения о родителях или законных представителях, выясняет обстоятельства обнаружения ребенка, собирает информацию о фактах жестокого обращения;
  2. если для несовершеннолетнего не существует непосредственной угрозы жизни и здоровью в семье или детском доме, школе-интернате, инспектор ОДН передает в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений;
  3. при непосредственной опасности или невозможности обнаружения родителей или законных представителей ребенок направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждение органов здравоохранения (инспектор ОДН вызывает специалистов службы скорой или неотложной медицинской помощи, сопровождает беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего до лечебно-профилактического учреждения). О передаче несовершеннолетнего делается отметка в книге учета лиц, доставленных в отдел милиции, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний. Инспектор ОДН составляет Акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка в четырех экземплярах. Акт регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии.

7) Инспектор ОДН по результатам проверки определяет наличие оснований для привлечения к ответственности родителей, отрицательно влияющих на детей, и постановки их на учет в ОДН.

8) Инспектор ОДН в установленном порядке представляет начальнику УВД предложения о постановке на учет родителя (родителей), отрицательно влияющих на детей, заводится «Учетно-профилактическая карточка». К учетно-профилактической карточке приобщаются документы в хронологическом порядке.

В случае если указанные лица уже состоят на учете ОДН, производятся соответствующие отметки о правонарушении и принятых в этой связи мерах.

9) Инспектор ОДН при постановке на учет проводит беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета; проводят регистрацию поставленных на учет в «Журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних».

10) Инспектор ОДН проводит индивидуальную профилактическую работу с родителями, отрицательно влияющими на детей, и принимает меры к соблюдению прав и законных интересов детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении в связи с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних.

11) В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, отрицательно влияющими на детей инспектор ОДН осуществляет мероприятия по оздоровлению обстановки в семье, прекращению отрицательного влияния родителей на детей:
  1. разъясняет родителям последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательного влияния на поведение детей либо жестокого обращения с ними;
  2. выясняет образ жизни и намерения родителей, отрицательно влияющих на детей, путем посещения семьи по месту жительства и проведения бесед;
  3. привлекают к профилактической работе с родителями лиц, способных оказать на них положительное влияние.

12) Инспектор ОДН отслеживает ход предварительного расследования в случае возбуждения уголовного дела в связи с фактом жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего.

13) При изменении лицом, состоящим на учете ОДН, места жительства инспектор ОДН в трехдневный срок сообщает об этом в УВД по территориальности нового места жительства. Учетно-профилактическая карточка направляется в этот УВД только после получения подтверждения о прибытии выбывшего лица на новое место жительства.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
При получении сообщения о том, что выбывший не прибыл к новому месту жительства, материалы докладываются начальнику УВД для решения вопроса о розыске лица в установленном порядке.

14) Разрешение о снятии с учета родителей, отрицательно влияющих на детей, дается в письменном виде начальником УВД или его заместителем при наличии оснований. Основания для снятия с учета: прекращение отрицательного влияния на детей и оздоровление обстановки в семье, осуждение к лишению свободы, лишение родительских прав.

О дате и основании снятия с учета производится отметка в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних.

Согласно последним статистическим данным, наблюдается снижение возрастного порога при совершении первичных преступлений. Чтобы уменьшить долю детских противозаконных деяний, уполномоченным отделом полиции ведется профилактика преступности.

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо ОВД, осуществляющее надзор за детьми и подростками, которые оказались под пристальным вниманием после совершения различных проступков.

к содержанию ↑

Расшифровка ПДН

Аббревиатура ПДН расшифровывается как «подразделение по делам несовершеннолетних». Оно является контролирующим органом, сотрудники которого обязаны бороться с детской преступностью, предупреждать совершение неправомерных деяний и проводить профилактические разъяснения.

Если несовершеннолетний гражданин оказывается виноватым в случившемся нарушении, то информация об этом передается в военкомат, учебное заведение, где он обучается, а также в ВУЗ при поступлении.

Инспекторы проводят разъяснительные работы, учитывая психологию каждого несовершеннолетнего. Поэтому эти должности чаще занимают женщины, ведь у них лучше (по-матерински) получается расположить к себе оступившихся подростков. При работе с ними необходимо последовательно приводить убеждения и четко соблюдать правовые аспекты.

У кандидатов в сотрудники ОДН профильное образование должно быть юридическим, но всегда приветствуется наличие еще и психолого-педагогического образования. Такие инспекторы быстрее находят общий язык с детьми и их родителями.
к содержанию ↑

Основные функции

Деятельность ПДН направлена на пресечение всех видов преступлений и выявление обстоятельств, которые привели к совершению противоправного деяния несовершеннолетним гражданином. Инспектор в своей работе опирается на следующие законы:

  • № 3-ФЗ от 07.02.2011 г.;
  • № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.;
  • главы № 14, 20 УК РФ;
  • статьи № 73, 420, 421, 432 УПК РФ;
  • статьи № 5, 20 КоАП РФ.
Кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, инспектор применяет дополнительно внутренние документы и инструкции, где прописывается деятельность каждого подразделения полиции.

Вместе с контролирующими функциями ОДН уполномочен заниматься правовой защитой подростков. Если есть необходимость, может проводиться реабилитация малолетних преступников и их родителей.

Инспекторы ПДН осуществляют профилактические работы с несовершеннолетними гражданами, которые:

  • употребляют наркотические и психотропные вещества;
  • нарушили закон;
  • освободились от уголовной ответственности;
  • проходят в роли обвиняемых, но не заключенные под стражу;
  • вышли из специализированных учреждений и нуждаются в помощи и реабилитации;
  • получили условный срок;
  • выполняют исправительные работы.

Инспекторы ПДН должны взаимодействовать с родителями, не выполняющими свои прямые обязанности по воспитанию или негативно влияющими на детей. Сотрудники отделов по делам несовершеннолетних содействуют поиску подростков, которые разыскиваются за факт совершения преступления.

к содержанию ↑

Работа инспекторов

Законодательством установлены должностные обязанности работников ОДН. Кроме работы с обращениями граждан, такой работник занимается:

  • проведением профилактических бесед с детьми и членами их семей;
  • разъяснением статей КоАП и УК РФ, по которым взрослые привлекаются к ответственности по факту жестокого обращения с несовершеннолетними и лишаются родительских прав;
  • чтением лекций о толерантности и уважении учащимся старших классов;
  • выдачей направления к психологу или наркологу;
  • изъятием детей из неблагополучных семей и помещением их в приюты;
  • ведением учета подростков, которые не учатся или самовольно покидают образовательные учреждения, употребляют алкоголь, токсические вещества, участвуют в драках, кражах и т.д.
Минимальный срок нахождения на профилактическом учете составляет 6 месяцев. Если по истечении этого срока видно, что подросток исправился, то учет прекращается.

Специалисты обязаны планировать свою деятельность с учетом рабочего времени и особенностей поднадзорного участка. Они должны осуществлять сбор информации, проводить ее анализ и прогнозировать возможность совершения правонарушений.

Инспекторы обязаны реагировать на поступающие звонки, заявления, проверять их и своевременно предоставлять отчеты о проделанной работе.

к содержанию ↑

Требования при трудоустройстве

Не у каждого человека получится работать в подразделении по делам несовершеннолетних из-за множества спорных моментов и нюансов. К кандидатам на должность инспектора предъявляются следующие требования:
  • наличие профильного образования;
  • российское гражданство;
  • обладание военным билетом;
  • неимение судимости;
  • отсутствие близких родственников с судимостью.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Занять свободную вакансию сложно. Претенденту необходимо хорошо разбираться в правовой и социальной области. Будущий инспектор ПДН должен уметь нестандартно подходить к детям, проявлять гибкость, слушать и слышать каждого ребенка.

За службу в полиции государство хорошо поощряет. Кроме высокой заработной платы, сотрудники получают надбавку за стаж. Им предоставляется льготный санаторный отдых, бесплатное обмундирование и медицинские гарантии.

к содержанию ↑

Взаимодействие ПДН и органов опеки

Комиссия ПДН тесно сотрудничает с работниками административных и образовательных учреждений, которые расположены в одном районе. Вместе они занимаются разработкой комплекса профилактических мер, ведут контроль за воспитанниками специализированных закрытых приемников.

Полицейские помогают сотрудникам органов опеки справляться с трудными детьми, оставшимися без родителей. С ними проводится профилактическая и разъяснительная работа.

ОДН выявляет организаторов молодежных группировок, которые занимаются антиобщественной деятельностью и агитируют других несовершеннолетних совершать такие же действия. Инспекторы устанавливают неблагонадежных лиц, приучающих несовершеннолетних к наркотическим или одурманивающим средствам.

Принимают участие в рейдах по пресечению распития алкогольных напитков молодежью, осуществляют борьбу с распространением запрещенных веществ в подростковой среде.
к содержанию ↑

Права следователей по делам несовершеннолетних

  • вызывать на диалог подростков и их родителей/ опекунов по поводу совершенного правонарушения;
  • посещать неблагополучные семьи и проводить беседы с детьми и их законными представителями;
  • направлять запросы по несовершеннолетним в различные учреждения;
  • доставлять и задерживать правонарушителей в ОВД в течение 3 часов, проводить досмотр при необходимости;
  • ставить на учет ребенка, если он систематически поступает противозаконно;
  • контролировать деятельность трудных подростков, чтобы предупредить отягчающие поступки;
  • участвовать в рассмотрении материалов о совершенном преступлении и антиобщественной деятельности несовершеннолетнего лица.

Инспектор может предложить соответствующему органу или учреждению применить ту или иную меру воздействия в отношении правонарушителя. Также в полномочия инспектора входит право вносить предложение о том, как устранить причины и условия, которые способствовали совершению преступления.

Руководство учреждения или органа должно в течение месяца оповестить инспектора ПДН о принятых мерах.

к содержанию ↑

Порядок обжалования действий инспектора ПДН

В случае неудовлетворительной работы полицейского на имя его непосредственного руководителя необходимо подать жалобу. Следующей инстанцией является прокуратура. Также в течение 10 дней с момента составления протокола можно направить жалобу в суд.

Бывают ситуации, когда инспектор ПДН не среагировал на поступившее заявление и не стал ничего предпринимать. Например, мать школьника позвонила ему и пожаловалась, что ее сыну поступают угрозы об избиении.

До того, как подать жалобу, женщине надо удостовериться, что ее заявление зарегистрировали в полиции. Если дело приняли к производству, а инспектор ничего не сделал, то надо идти в прокуратуру или к непосредственному начальству полицейского.

к содержанию ↑

юридические науки

  • Супонина Елена Александровна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ПДН
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
к содержанию ↑

Список литературы

  1. Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  2. Приказ МВД России от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Вы можете обратиться в Комиссию при Правительстве края:

Обращаем Ваше внимание на недопустимость использования в обращениях нецензурных или оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи. В противном случае обращение останется без рассмотрения по существу.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает обращения граждан в области безнадзорности детей, правонарушений несовершеннолетних и в отношении них, при необходимости организует работу с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики по решению проблем детей и семей с детьми, оказавшимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Комиссия при Правительстве края дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целях сокращения сроков рассмотрения обращения рекомендуем обращаться письменно или устно в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства.

Чтобы обратиться в Комиссию при Правительстве края, необходимо:

Правильно заполнить предложенные поля. Обязательные для заполнения поля отмечены знаком *; Указать свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения; Изложить суть предложения, заявления, жалобы (при необходимости вложить документы, необходимые для рассмотрения по существу).

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования (Интернет), направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Статистический анализ подтверждает, что возрастной порог первичных преступлений за последние годы значительно снизился, и большой удельный вес занимают неправомочные деяния, осуществлённые несовершеннолетними детьми. Единственный выход из этой ситуации – профилактика преступности, которую осуществляет отдел по делам несовершеннолетних.

Кто несёт ответственность за такие поступки с точки зрения законодательства, и какова у термина ПДН расшифровка, будет рассмотрено далее в статье. Попасть под пристальное внимание после проступка может любой ребёнок, и это станет основанием для разбирательства со стороны органов правопорядка.

к содержанию ↑

Каковы функции ПДН?

Работа ПДН направлена пресекать все виды преступлений и выявлять обстоятельства, которые приводят к таким действиям со стороны несовершеннолетнего. Деятельность инспекции законодательно регламентируется гл. 3 ФЗ «О полиции» и следующими документами:

Перечень дополняется внутренними документами и инструкциями, в которых прописана деятельность всех подразделений.

Отдел по делам несовершеннолетних кроме контролирующих функций выполняет правовую защиту подростков, при необходимости реабилитацию, в том числе их родителей. Кроме того эти отделы выявляют случаи вовлечения молодёжи в преступную деятельность.

Инспектор по делам несовершеннолетних занимается профилактической деятельностью со следующими категориями граждан:

  • Лицами, употребляющими психотропные вещества и наркотики.
  • С теми, кто совершил правонарушения в возрасте как разрешающего применять административное наказание, так и в период до наступления ответственности.
  • Освобождёнными по амнистии от уголовной ответственности или для вариантов принудительного воздействия.
  • Обвиняемые в преступлении, но не заключённые под стражу.
  • Освобождённые из спецучреждений, которым требуется помощь и реабилитация.
  • Условно осужденные, которым назначены исправительные работы без лишения свободы.

Это только несколько критериев из большого списка поднадзорных, требующих внимания со стороны ПДН. Инспектор отдела также обязан работать с родителями, которые не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию или отрицательно влияют на собственных детей.

Инспекторы ПДН в силу своей компетенции оказывают содействие в поиске разыскиваемых подростков, которые уже совершили правонарушение или по проверенным сведениям могут участвовать в таком деянии.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (расшифровка термина – КДН и ЗП) рассматривает заявления от граждан и различных инстанций по любым правонарушениям подростков, к которым уголовная ответственность не может быть применена до наступления совершеннолетия. Эта служба также вносит предложения о мерах воздействия на всех уровнях, которые предусмотрены законодательством.

При поступлении жалобы на правонарушения со стороны подростков работниками инспекций проводится проверка, которая состоит из следующих этапов:

  • Заводится учётная карточка или дело на конкретного подозреваемого.
  • Выслушиваются объяснения потерпевших и самого обвиняемого.
  • Собираются материалы о преступлении.
  • Составляется акт бытовых условий проживания несовершеннолетнего.
  • Собираются справки о проводимой работе с самим подозреваемым и его родителями.
  • Подшиваются характеристика, сведения и справки о том, чем увлекается человек, как проводит свой досуг и другие сведения.

На основании вышеперечисленных документов в деле подготавливается заключение проведённой проверки. Инициаторами постановки на учёт ребёнка могут быть персонал детских учреждений, пострадавшие от него взрослые, или родители обиженных детей, работники госучреждений.

Но окончательное решение остаётся за специальной комиссией. Через полгода если наблюдается явное исправление, несовершеннолетний может быть снят с учёта по ходатайству родителей.

Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
СправкиДокументы для получения военного билета 2020 год

Добавить комментарий

Adblock
detector