Особенности согласования с прокуратурой внеплановых проверок
Суть и форма внеплановой проверки
Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294).
Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост.
Прав-ва №489 от 30/06/10).
Хозяйствующие субъекты проверяют внепланово в таких случаях:
- организации (ИП) ранее выдавалась предписание об исправлении нарушений;
- организация (ИП) обратилась с заявлением о получении лицензии, согласовании какой-либо деятельности;
- обращения граждан в контролирующие органы;
- требование прокуратуры о проведении проверки.
Предоставляются заверенные руководством копии документов. Могут потребоваться дополнительные документы.
Их предоставляют в течение 10 дней после запроса (ст. 11 ФЗ-294).
Запрещается требовать оригиналы или нотариально заверенные копии. Разрешается отправлять материалы электронно, с подтверждением ЭЦП.
Если при документарной проверке не выяснилось, что в уведомлении об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности (иных подобных документах) есть неполные, ложные данные; документы не дают возможности оценить законность деятельности юрлица (ИП), комиссия выезжает на место (ст. 12 ФЗ-294).
Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.
к содержанию ↑Согласование с прокуратурой: основания и порядок
Согласовывается с прокуратурой проверка в следующих ниже случаях угрозы или причинения вреда:
- людям, животным, растениям, экосистеме;
- культурным, историческим памятникам, музейным ценностям;
- архивным, историческим, культурным документам;
- документам, имеющим отношение к безопасности страны.
Согласовываются и ситуации техногенных, природных ЧП, нарушения порядка маркировки товара.
Кроме того, при плановых осмотрах хозяйствующих субъектов могут быть выявлены отклонения от утвержденных для данной организации параметров работы. Они имеют отношение к определенным видам госконтроля (финансового, налогового, управленческого и др.) и служат основанием для внеплановых проверок.
Здесь также требуется согласование с прокуратурой (по тексту ст. 10 ФЗ-294, п.
2 «а», «б», «г», пп. 2.1).
Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.
В день, когда оформлено письменное решение о проверке, контролирующий орган направляет это заявление в прокуратуру (в канцелярию, заказным письмом или по электронным каналам с подписью ЭЦП). В день поступления заявление рассматривается и принимается соответствующее решение.
Документ должен быть подкреплен доказательствами, свидетельствующими, что для внеплановой проверки есть причина. В ином случае прокуратура имеет право отказать в согласовании.
Отказ в согласовании может быть обоснован также отсутствием оснований, несоответствием проверки законодательству, превышением контролирующими органами своих полномочий, «дублированием» проверки по одним и тем же основаниям различными контролирующими органами. Решение о согласовании или об отказе в нем направляется адресату заявления по тем же каналам, что и само заявление.
Второй экземпляр решения хранится в прокуратуре вместе с заявлением и приложениями к нему.
Если контролирующий орган с отказом не согласен, он может обратиться в вышестоящую прокурорскую инстанцию либо с иском в суд.
к содержанию ↑Проверки без согласования
Если имеет место причинение вреда жизни, здоровью населения (природе, культурным, историческим памятникам, иное, перечисленное в п. 2 «б» ст.
Сроки прежние – 24 часа. Принятие решения прокуратуры следует в тот же день, когда получены документы (п.
12 ст. 10).
Согласование внеплановой проверки с прокуратурой является важным мероприятием, а игнорирование этого действия проверяющими может повлечь признание проведенной проверки незаконной. Рассмотрим, что представляют собой внеплановые проверки, как производится взаимодействие между проверяющими и органами прокуратуры, как согласовываются проверочные мероприятия, и бывают ли случаи, когда согласование не требуется в силу закона?
к содержанию ↑Что представляют собой внеплановые проверки?
Общий порядок проведения проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен ФЗ «О защите прав…» от 26 декабря 2008 № 294 (далее – ФЗ № 294). Данный нормативный акт раскрывает требования и ограничения к порядку проведения проверок различными органами власти, например, ГИТ, ФНС, и т.д.
Предусмотрена возможность проведения как плановых проверочных действий (по графику), так и внеплановых (в случаях, предусмотренных законодательством РФ). Случаи, когда может быть проведена внеплановая проверка закреплены в ст. 10 ФЗ № 294.
Основания для проведения внеплановых проверочных мероприятий следующие:
- Истек срок для исполнения предписания об устранении ранее допущенного и выявленного нарушения закона.
- Предприниматель желает получить лицензию, чтобы осуществлять какую-либо лицензируемую деятельность, и по правилам получения документа предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
- Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступивших от граждан, ИП, организаций сведений различного характера. В частности, к таким сведениям можно отнести информацию о возможной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, фауне, животным, окружающей среде, и т.д.
- Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступившей информации об уже свершившемся факте причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, растениям, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций.
- В орган Роспотребнадзор поступили сведения о нарушении прав потребителей.
- В проверяющий орган поступило требование прокурора о проведении проверочных действий.
- Выявлено, что организации и ИП осуществляют деятельность, которая относится к определенным группам риска, что предполагает необходимость проведения внеплановых проверочных мероприятий на основании профильного законодательства, принятого в той или иной сфере.
Необходимо ли уведомление проверяемого о проверке и согласование проверочных мероприятий с прокуратурой?
При проведении внеплановых проверочных мероприятий необходимо:
- уведомить о них проверяемых лиц;
- согласовать проверку с органами прокуратуры.
Уведомлять организацию о предстоящей проверке необходимо, если ее причиной стало установление того обстоятельства, что юридическое лицо осуществляет деятельность, отнесенную к определенной категории риска (ст. 8.1 ФЗ № 294). Отнесение к той или иной группе риска осуществляется в зависимости от потенциально возможного вреда, который может повлечь деятельность организации или ИП.
Организация не должна быть заранее уведомлена о проверке, если проверка проводится, ввиду поступления к проверяющим сведений о:
- причинении вреда жизни и здоровью граждан;
- причинении ущерба животным, фауне, окружающей среде;
- нанесении вреда памятникам истории, архитектуры;
- причинении ущерба документам, которые хранятся в архивных фондах;
- нанесении вреда имеющим историческое значение библиотечным фондам;
- том, что возможна угроза чрезвычайной ситуации.
Во всех случаях, перечисленных выше, проверяющий орган обязан добиться согласования внеплановой проверки с прокуратурой.
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
к содержанию ↑Предусмотрены ли случаи, когда согласование внеплановых проверок с прокуратурой не требуется?
Согласование требуется во всех случаях, однако выделяют два варианта порядка согласования:
Предварительное согласование внеплановых проверок с прокуратурой предусматривает обязанность проверяющего органа согласовать проверки до их начала. Без согласования их проведение не возможно.
Последующее согласование предполагает, что контролирующий орган вправе проводить проверку без согласования, однако информация о проверочных действиях должна быть доведена до прокуратуры в течение суток после принятия решения о проверке. Такой вариант согласования возможен, когда проверочные действия носят неотложный характер, например, ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Если согласование не проведено, проверка может быть признана незаконной, с последующим аннулированием ее результатов.
Павел Гулидов, юрист частной практики,
основатель «Юридического кабинета Павла Гулидова»
- Какие проверки должны согласовываться с прокуратурой?
- Когда прокурор откажет в проведении проверки?
- Каков порядок согласования ревизии?
- Изменится ли положение бизнесменов?
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, посвященный защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе проверок (далее – Закон).
Одновременно утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.
По сравнению с ним Закон предполагает более широкую сферу регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, так как регламентирует порядок проведения не только государственного, но и муниципального контроля. Закон регламентирует проверки, не позволяя представителям власти, что называется, чинить произвол.
Гарантией для бизнеса является также положение пункта 5 статьи 10 Закона, согласно которому внеплановая выездная проверка в случаях, предусмотренных Законом, допустима только после согласования с прокуратурой. Порядок согласования внеплановых проверок, как того требует статья 10 Закона, недавно был утвержден приказом Генеральной прокуратуры от 27 марта 2009 г.
№ 93 (далее – Приказ).
Следующая