Особенности обучения по индивидуальному учебному плану
Особенности перевода на ИУП
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.
При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
- решение педагогического совета образовательной организации;
- приказ руководителя образовательной организации;
- расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
- журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:
- организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
- оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
- обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
Раскрываем ещё одну юридическую тонкость перехода на семейное или заочное обучение.
к содержанию ↑Что это такое
Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.
Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП? только для конкретного ученика.
к содержанию ↑Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Как составить
Универсального подхода не существует, однако, при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.
- инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
- вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
- региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
- компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).
Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана:
- Выявление особенностей и потребностей учащегося.
- Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
- Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
- Изучение образовательной программы школы.
- Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.
На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.
к содержанию ↑Как оформить переход на ИУП
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего придётся поискать другую. Исключение: обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.
Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.
В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):
- Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
- Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
- Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.
Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):
- Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
- Родители выбирают школу для прикрепления.
- Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
к содержанию ↑Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении.
Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
- школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
- школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
- детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
- детей с ограничениями по состоянию здоровья;
- школьников с академической задолженностью.
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
- с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
- дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
- дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
- дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
к содержанию ↑Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Следующая