Как получить разрешение на установление санитарно-защитной зоны в Подмосковье онлайн

Истекают сроки на установление санитарно-защитных зон

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

В 2020 году соответствующие изменения[1] были внесены в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и уже в прошлом году Правительство РФ утвердило Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон[2] (далее – Правила).

Поскольку в скором времени истекает переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты были обязаны провести соответствующие исследования (измерения) и обратиться с заявлением об установлении СЗЗ, необходимо еще раз напомнить об общих положениях Правил.

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2020, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2020.

Требование о подаче заявления об установлении СЗЗ в указанный срок также распространяется на застройщиков, получивших до 15.03.2020 разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ.З.

к содержанию ↑

Режим СЗЗ

Пункт 5 Правил устанавливает ограничения для земельных участков в границах СЗЗ, запрещая их использование в целях:

a) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводств;

b) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

При этом указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил ограничения могут не устанавливаться, в случае если проект СЗЗ будет содержать обоснование возможности такого использования, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (подпункт «д» пункта 16 Правил).

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

к содержанию ↑

Установление, изменение и прекращение существования СЗЗ

Одним из ключевых моментов Правил является положение о том, что сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Требование о необходимости фиксации в соответствующем реестре сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с установлением СЗЗ назрело давно, и оно безусловно облегчает жизнь участникам хозяйственного оборота.

Решение об установлении, изменении и прекращении существования СЗЗ принимается на основании заявления правообладателя объекта или застройщика.

Правила устанавливают основания, при наличии которых данные лица обязаны обратиться с заявлением.

Так, застройщик обязан подать заявление об установлении или изменении при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство.

об изменении СЗЗ в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта;

об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного года со дня технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта накопленного вреда окружающей среде (при условии изменения уровня воздействия на среду обитания человека в результате таких действий);

о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;

о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня принятия решения об установлении приаэродромной территории.

Важным является установление права для заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые не являются правообладателями объектов, на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением за уклоняющегося от обязанности правообладателя. Заинтересованное лицо может подать заявление только в целях (i) изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков (ii) прекращения существования санитарно-защитной зоны.

В обоснование такого заявления необходимо предоставить результаты исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

Как указывалось выше, для правообладателей объектов капитального строительства, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил, и застройщиков, получивших разрешение до вступления в силу Правил, предусмотрен переходный период в один год для подачи заявления на установление (изменение) СЗЗ. Для владельцев земельных участков, расположенных в границах СЗЗ таких объектов, также установлен льготный период в два года на приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом СЗЗ.

Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2020 № 1000.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются проект СЗЗ и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта.

Сам проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах и границах СЗЗ с их обоснованием, перечень ограничений использования земельных участков, а также, в случае отказа от установления ограничений использования земельных участков в целях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Правил – обоснование возможности использования участков в таких целях.

Срок на принятие уполномоченным органом решения относительно СЗЗ составляет 15 дней со дня поступления заявления.

В случае отказа в принятии решения об установлении или изменении СЗЗ, основания для которого установлены в пункте 27 Правил, заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе обязан устранить основания и направить заявление повторно.

При этом, несмотря на возможность получения отказа в принятии решения о прекращении существования СЗЗ, аналогичных требований к срокам для повторной подачи заявления не установлено.

Перехода прав на объект, в отношении которого установлена СЗЗ, принятие нового решения или внесение изменений в ранее принятые решения не требует.
к содержанию ↑

31 декабря 2020 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2020г. № 455-ФЗ.

Как было до:

15 марта 2020 года Постановлением Правительства № 222 от 03.03.2020 года двухэтапный порядок установления СЗЗ был отменен. Промежуточный этап в виде разработки расчетных (предварительных) СЗЗ ликвидировали.

Федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2020г. был установлен срок «жизни» расчетных зон – до 1 января 2020 года. После этого дня расчетные (предварительные) СЗЗ прекращали существование, а ограничения использования земельных участков в них не действовали.

Собственники предприятий, в отношении которых была разработана расчетная (предварительная) СЗЗ, до 1 октября 2020 года должны были обратиться с заявлением об установлении окончательной СЗЗ в Роспотребнадзор.

Собственники зданий (застройщики), введенных в эксплуатацию до дня опубликования настоящего закона, оставшиеся без СЗЗ, до 1 января 2022 года должны были обратиться с заявлением об установлении СЗЗ в Роспотребнадзор.

Для выполнения всех требований закона предприятиям требовалось разработать новый проект СЗЗ и провести экспертизу проектной документации в Аккредитованном органе инспекции. Только после согласования экспертного заключения в Роспотребнадзоре, окончательная СЗЗ могла быть установлена.

На все эти процессы требовалось время. В итоге 90% предприятий к часу икс оказались не готовы.

к содержанию ↑

В таблице приведены основные изменения:

в соответствии с Федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2020 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные акты РФ» — редакция утратила силу 31.12.2020г.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
в соответствии с Федеральным законом №455-ФЗ от 27.12.2020 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» редакция от 31.12.2020г.

Подать заявление на установление санитарно-защитной зоны или заявления о прекращении существования СЗЗ (необходимо для всех предприятий, в отношении которых ранее были определены только ориентировочные/расчетные/предварительные СЗЗ)

Ориентировочные/расчетные/предварительные СЗЗ – прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют

Если ранее СЗЗ не была установлена или не были установлены ее границы, подать заявление на установление СЗЗ необходимо:

до 1 января 2022 года — для объектов, введенных в эксплуатацию и не имеющих СЗЗ до дня опубликования настоящего закона (до 04.03.2020г.)

до 1 января 2025 года – для объектов, введенных в эксплуатацию до дня опубликования настоящего закона, в отношении которых до 1 января 2022 года не была установлена СЗЗ или не были установлены ее границы

Изменения условий установления СЗЗ для застройщиков

при планировании строительства или реконструкции объекта, застройщик не позднее, чем за 30 дней, до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство, должен предоставить в уполномоченный орган (Роспотребнадзор) заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны (На основании Постановления Правительства №222 от 3.03.2020 года (вступило в силу 15 марта 2020 г.)

До 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования СЗЗ не требуется:

устанавливать или изменять СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства;
вносить сведения о таких зонах в ЕГРН.

ВАЖНО: Если строительство объектов капитального строительства, требующих установления, или изменения СЗЗ или зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ, в перечень которых входит СЗЗ), начато после вступления в силу настоящего федерального закона, но не позднее 1 января 2022 года, правообладатели таких объектов в срок не позднее, чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такие объекты обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

Напомним: Санитарно-защитная зона по административному регламенту устанавливается 30 дней. При подаче документов в электронном виде через Госуслуги: 20 дней.

Штрафы за отсутствие СЗЗ не велики, однако могут быть наложены неоднократно, в результате каждой проверки, выявившей неисполнение требований надзорных органов. Кроме того, деятельность предприятия могут приостановить или вовсе запретить по решению суда.

С иском о запрете деятельности может выступить прокуратура.

КоАП, ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 100 до 500 рублей;

КоАП, ст. 8.1. «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

Компания САНГИК уже 11 лет помогает предприятиям и застройщикам работать без штрафов, в полном соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.

В нашей компании вы можете заказать разработку проекта СЗЗ для строящегося объекта.:

  • Вместе с вами мы пройдем весь путь от разработки проекта и проведения экспертизы до согласования в Роспотребнадзоре и получении готового решения об установлении санитарно-защитной зоны. Быстро и эффективно.

Для предприятий и хозяйствующих субъектов:

  • Разрабатываем оценку риска для предприятий 1 и 2 классов опасности по санитарной классификации.
  • Проводим кадастровые работы. Переводим рассчитанные границы СЗЗ в XML формат для характерных точек СЗЗ и оформляем проект СЗЗ.
  • Проводим экспертизу разработанного проекта СЗЗ и получаем экспертное заключение для того, чтобы передать проект СЗЗ в Роспотребнадзор.
  • Сопровождаем проект СЗЗ на всем протяжении согласования в Роспотребнадзоре и получаем готовое решение об установлении СЗЗ.
к содержанию ↑

ЧТО ТАКОЕ «САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА»?

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) – территория с особым режимом использования, вокруг действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на человека. Чем больше размер СЗЗ, тем меньше оказывается воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического), уменьшая показатель до установленных нормативов.

Существует перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих установление и регулирование санитарно-защитных зон:

  • Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  • Постановление Правительства РФ от 3 марта 2020 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
  • Федеральный закон от 3 августа 2020 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В отношении объектов капитального строительства СЗЗ устанавливаются при условии, что за пределами данных объектов предполагается превышение санитарно-эпидемиологических требований.

Угрозой для человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ, разрабатываемом предприятиями, имеющими источники воздействия на среду обитания и здоровье человека (1 ПДК и/или ПДУ):
  • Если уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, то объекту присваивается статус, не оказывающего негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, органами Роспотребнадзора. Но в этом случае потребуется обоснование данного статуса также разработкой проекта СЗЗ, получение экспертизы и рассмотрением органами Роспотребнадзора.
  • Если на границе промышленной площадки загрязнения выше 0,1 ПДК и/или ПДУ, но не более 1 ПДК и/или ПДУ предприятие относится к источникам воздействиям на среду обитания и здоровье человека, то в этом случае действуют смягчающие факторы при согласовании проекта СЗЗ в надзорных органах.

Для установления санитарно-защитных зон объектов, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2020 г № 222, необходимо произвести измерения воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на за границами объекта, полученную информацию представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в форме заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов.

к содержанию ↑

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2020 г № 222 проект санитарно-защитной зоны включает в себя:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
  • сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости);
  • обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
  • перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 ПП РФ от 03.03.2020 г № 222;
  • обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» п. 5 ПП РФ от 03.03.2020 г № 222 (в случае, если в проекте не предусмотрено установление ограничений использования земельных участков).
к содержанию ↑

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА СЗЗ

В случае положительного экспертного заключения в отношении разработанного проекта границ СЗЗ организацией, аккредитованной в установленном порядке, Роспотребнадзор направляет данную информацию в органы государственного кадастрового учета для внесения сведений о СЗЗ в единый государственный реестр недвижимости. Граница СЗЗ и ограничения в границах СЗЗ устанавливаются со дня внесения сведений о них в ЕГРН.

Сведения вносит Роспотребнадзор в рамках межведомственного взаимодействия без привлечения правообладателя объекта.

Решение вопросов, касающихся функционирования санитарно-защитной зоны, осуществляется уполномоченными органами:

  • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
  • Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией.
к содержанию ↑

ЧТО СОДЕРЖИТ РЕШЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЗЗ

Территория, сведения о границах СЗЗ которой внесены в ЕГРН приравнивается к зоне с особыми условиями, вступают в силу ограничения, связанные с возможностью использования данной территории.

В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

  • наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта;
  • ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства
к содержанию ↑

Если предприятие не превышает 0,1 ПДК за пределами его контура

Заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны представляется правообладателем в уполномоченный орган в случае, если воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов.

В заявлении о прекращении существования санитарно-защитной зоны указываются:

  • сведения о заявителе и экспертной организации;
  • результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов указанных исследований;
  • наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона;
  • адрес такого объекта ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2020 г № 222 определено две категории запретов по использованию земельных участков в границах СЗЗ.

К первой категории относится полный запрет использования земельных участков в целях:

  • отдыха детей и их оздоровления;
  • зон рекреационного назначения;
  • ведения дачного хозяйства и садоводства.
  • Ко второй категории относится запрет использования земельных участков в целях:

  • объектов для производства и хранения лекарственных средств;
  • объектов пищевых отраслей промышленности;
  • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции;
  • комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
  • сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
  • Использование земельных участков в целях, определенных во второй категории запретов, может быть реализовано в границах СЗЗ, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, не приведет к нарушению качества и безопасности: лекарственных средств, сырья, воды, продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

    Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, указываются в решении об установлении (изменении) СЗЗ или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте СЗЗ, на основании которого принято решение.

    к содержанию ↑

    ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЗЗ

    С 1 января 2020 года ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них перестают действовать согласно ч. 13 ст.

    26 Федерального закона от 03.08.2020 N342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    В случае если ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ не были установлены, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2020 №342-ФЗ, СЗЗ и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года.
    к содержанию ↑

    Ответственность за несоблюдение СЗЗ:

    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере — от 100 до 500 рублей;
    • на индивидуальных предпринимателей, — от 500 до одной 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    ✚ Решение об установлении СЗЗ и подача в Роспотребнадзор от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

    Со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 3 марта 2020 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в лексикон проектировщиков вошло новое выражение – решение об установлении санитарно-защитной зоны.

    Привычная процедура согласования санитарно-защитной зоны поменялась, и теперь любое предприятие должно получить в Роспотребнадзоре решение об установлении СЗЗ или официальное письмо с обоснованием, почему для данного предприятия СЗЗ не устанавливается. В таком случае решение не нужно.

    Новое требование в 2020 году распространяется как на проектируемые, так и на существующие предприятия, при этом процедура получения решения для существующего и проектируемого объекта существенно различается.

    к содержанию ↑

    Для проектируемого объекта

    1. 1. Экспертиза проектной документации (получение положительного заключения стройэкспертизы)
    2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
    3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения)
    4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

    Для существующего объекта (СЗЗ ранее не разрабатывалась)

    1. 1. Проведение замеров качества воздуха и уровня шума на границе ориентировочной СЗЗ
    2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
    3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения на проект СЗЗ и протоколы замеров)
    4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

    Если же для существующего предприятия ранее уже разрабатывался проект санитарно-защитной зоны, при этом на него успешно получено санитарно-эпидемиологическое заключение, то процедура получения решения сокращается еще на два этапа. Собственнику необходимо только получить описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате, приложить к проекту ранее полученное экспертное заключение и подать проект сразу в Роспотребнадзор на получение решения.

    к содержанию ↑

    Опыт компании

    Мнение эксперта
    Макаров Игорь Тарасович
    Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
    Несмотря на относительную новизну данной процедуры согласования, наша организация уже имеет богатый опыт получения решений об установлении СЗЗ для проектируемых и существующих предприятий.

    На нашем счету более десятка решений об установлении СЗЗ для проектируемых объектов III, IV и V классов опасности (производственно-складские комплексы, автозаправки, объекты придорожного сервиса), среди наших заказчиков – ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС-Запад».

    При этом мы готовы выполнить процедуру получения решения об установлении СЗЗ не только целиком от начала и до конца, но и на различных этапах согласования в зависимости от Вашей конкретной ситуации. Это может существенно сократить Ваши затраты (подробнее – см. раздел «Цены»).

    Если у Вас уже разработан проект СЗЗ – мы можем провести замеры воздуха на границе СЗЗ. Если Вы ранее уже получили санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении окончательной СЗЗ – мы поможем разработать описание местоположения границ СЗЗ и подать комплект документов на решение.

    Стоимость данных работ зависит от многих аспектов, таких как класс опасности объекта, регион проведения, количество загрязняющих веществ и источников выбросов. Однако в любом случае наши цены адекватны объему и качеству выполняемых работ. Это снижает вероятность наложения штрафов, предусмотренных за невыполнение природоохранного законодательства.

    Санитарно-защитная зона предприятия и её соблюдение — эта больная тема не только для предприятий, но и для жителей, домовладения которых в силу разных обстоятельств оказались как раз в СЗЗ или на границе СЗЗ.

    Сразу попрошу- жителей таких домовладений комментарии с вопросом: А что делать? — не писать.

    В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

    пункт 3 статьи 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

    Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222.

    Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

    Таким образом, требование по установлению СЗЗ в вышеуказанном СанПиНе распространяются практически на все предприятия (строящиеся, эксплуатирующиеся) при условии, что они являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. за пределами площадки имеется превышение 0,1 ПДК и/ ПДУ.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222 в отношении указанных объектов возникает требование:

    Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

    В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

    Таким образом, в течении года с даты вступления в силу указанного Постановления предприятия, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (действующие и вводимые в эксплуатацию) обязаны:
    • провести замеры (только для действующих предприятий)

    Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результаты указанных исследований и измерений в срок не более одного месяца со дня их проведения направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган.

    пункт 12 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222

    • подать заявление об установлении СЗЗ

    К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

    б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

    пункт 14 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222

    • получить решение об установлении СЗЗ — в течении 15 рабочих дней с даты подачи заявления Роспотребнадзор должен принять решение об установлении СЗЗ и направить решение заявителю.

    Далее в течении 2-ух лет предприятиям дается время на:

    Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

    Мне интересно — как? Если вокруг сложившаяся жилая застройка с собственниками земельных участков.

    В решении об установлении СЗЗ должна содержаться следующая информация:

    а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

    б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны:

    в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

    1) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

    2) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

    в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления.

    пункт 5, пункт 18 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222

    Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

    пункт 25 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222

    Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

    Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

    пункт 30 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2020 г. № 222

    Если бы это Постановление приняли намного ранее, сейчас бы не было многочисленных жалоб и недовольства населения из-за того, что их дома находятся «бок о бок» с предприятиями.

    Тут возникает интересный момент — реконструкция этих домов (объектов капитального строительства) тоже получается запрещена? Ведь размещение жилой застройки в СЗЗ это один из запретов этого Постановления.

    Если это так, ну и конечно, если этот НПА начнут применять на практике, то это просто «катастрофа» для владельцев таких домов.

    И ещё санитарно-защитная зона предприятия уже у кого-то установлена?

    Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

    Нормативное регулирование:

    • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
    • Земельный кодекс (далее – ЗК)
    • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52)
    • Федеральный закон от 03.08.2020 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-342)
    • Постановление Правительства РФ от 03.03.2020 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – ПП-222)
    Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

    Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

    Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

    Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

    Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

    В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

    1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
    2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
    3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
    4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
    5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2020 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).

    Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

    а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

    б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

    • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
    • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
    • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
    • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
    • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
    • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
    • Действующий административный регламент «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
    • Роспотребнадзором 22.05.2020 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны». Однако информации о его утверждении нет.

    Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2020 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

    Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    Мнение эксперта
    Макаров Игорь Тарасович
    Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять.

    В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо — установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

    Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.

    Перед строительством или проектированием любого сооружения возникает вопрос об установлении вокруг санитарно-защитной зоны. Теперь услугу по установлению или изменению санитарно-защитной зоны в Подмосковье можно получить в электронном виде.

    О том, что такое санитарно-защитная зона и какие потребуются документы для ее установления, читайте в материале портала mosreg . ru .

    О санитарно-защитных зонах

    Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливает Роспотребнадзор.

    Санитарно-защитная зона — территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг планируемых к строительству или реконструкции объектов, являющимися источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Застройщик за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство должен представить в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ.

    Что считается опасными объектами

    Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

    Объектами, которые являются источниками опасного воздействия на окружающую среду, считаются: химические, машиностроительные, металлообрабатывающие объекты и производства, объекты строительной, микробиологической, текстильной промышленности, комплексы по обработке древесины, животных и пищевых продуктов, производства электрической и тепловой энергии, санитарно-технические и канализационные очистные сооружения, объекты агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, транспортной инфраструктуры, коммунального назначения, спорта, торговли, а также склады, причалы, места перегрузки и хранения грузов и другие объекты.

    Кто может получить услугу

    Источник: Фотобанк Московской области, Инна Боровик

    Услугу могут получить физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, желающие осуществить строительство здания или производства, которые являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

    Порядок получения услуги

    Источник: РИАМО

    Услуга предоставляется бесплатно на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

    Для получения разрешения необходимо представить:

    — заявление об установлении санитарно-защитной зоны;

    — экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.

    К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны нужно приложить результаты исследований атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований.

    Заключение можно получить через личный кабинет заявителя на РПГУ виде электронного документа, подписанного электронной подписью должностного лица.

    Решение принимается в течение 15 рабочих дней.

    Что такое проект санитарно-защитной зоны

    Источник: ©, pixabay.com

    — сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

    — сведения о границах санитарно-защитной зоны;

    — обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

    — перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;

    — обоснование возможности использования земельных участков.

    Источник: РИАМО, Николай Корешков

    Заявителю могут отказать в приеме документов, если:

    — некорректно заполнены обязательные поля в заявлении на РПГУ;

    — предоставлены некачественные электронные документы, которые не позволяют прочитать текст документа или распознать реквизиты;

    — документы подписаны с использованием простой электронной подписи, не принадлежащей заявителю;

    — документы содержат исправления текста или повреждены;

    — представлен неполный комплект документов;

    Заявитель может получить отказ в предоставлении услуги, если:

    — размеры и границы санитарно-защитной зоны не соответствуют установленным требованиям;

    — ограничения использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, не соответствуют правилам;

    — в экспертном заключении есть сведения о несоответствии проекта зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям;

    — в экспертном заключении есть сведения о несоответствии результатов измерений.

    Федеральный закон № 455-ФЗ[1], опубликованный в конце 2020 г., вышел настолько запутанным, что не все сразу поняли его важный для экологов смысл. А именно то, что данный НПА имеет прямое отношение к проектированию санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ).

    Мнение эксперта
    Макаров Игорь Тарасович
    Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
    Дело в том, что Федеральный закон № 455-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 342-ФЗ[2], который, в свою очередь, скорректировал процедуру установления СЗЗ как зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ).
    к содержанию ↑

    Действующий порядок

    В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями:

    • Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2020 № 222 (в ред. от 21.12.2020; далее — Правила, Постановление № 222);

    • Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана ЗОУИТ, а порядок установления таких зон определен ГрК РФ.

    Согласно Правилам после разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам[3].

    В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.

    Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка представляет в Роспотребнадзор следующие документы:

    • санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;

    • результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (если объект действующий);

    • файлы в xml-формате, содержащие текстовое и графическое описание границ СЗЗ;

    • материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

    Автор статьи
    Макаров Игорь Тарасович
    Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
    Следующая
    ЗаконыИсковое заявление об уменьшении размера алиментов

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector